|
С 01.01.2022 вступают в силу изменения в Федеральный закон от 02.07.2021 № 336-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», и Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации».
С 01.01.2022 года юридические лица и ИП, которые связаны с грузоперевозками, смогут подключаться к ГИС ЭПД. Это грузоотправители, грузополучатели, логистические компании, фрахтовщики, фрахтователи. Обязательный обмен электронными транспортными накладными планируется с 01.01.2023 года. До этого момента участники системы могут создавать и отправлять ЭТрН на добровольной основе.
С 01.01.2022 года в Уставе автомобильного транспорта появятся положения об электронных перевозочных документах. Формат транспортной накладной установит ФНС.
Электронная транспортная накладная представляет собой аналог транспортной накладной, созданный в специальной системе и заверенный квалифицированной электронной подписью.
Электронные транспортные накладные (ЭТрН) подтверждают заключение договора на транспортно-экспедиторские услуги, подтверждение расходов на логистические услуги. Сформированные документы необходимо направлять в специальную информационную систему.
На портале госуслуг запущен сервис «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов». Грузоперевозчики смогут оформлять электронные транспортные накладные, путевые листы с данными медосмотра водителей и специальные разрешения на перевозку грузов.
Посредниками между предпринимателями и ГИС ЭПД выступят операторы электронного документооборота. Оформлять и отправлять документы с помощью решений операторов. Минтранс определит перечень таких операторов и сформирует специальный реестр. Также необходимо выбрать решение оператора для обмена документами: облачный сервис или интеграция сервиса с внутренними учетными системами предприятия. При использовании решения для ЭДО или учетной системы, сообщите об этом оператору. Он оценит, возможна ли интеграция с его платформой, сроки и стоимость внедрения ЭТрН.
При подключении к ГИС ЭПД необходимо заключить соглашения об обмене электронными документами: между транспортной компанией и водителем; между грузоотправителем, транспортной компанией и грузополучателем.
Необходимо приобрести электронные устройства, настроить мобильные клиенты ЭДО и научить работе с ними. Поскольку груз отправляют со склада и складским работникам нужно фиксировать отгрузку, то им тоже необходимо приобрести электронные устройства с доступом к платформе оператора ЭДО.
Взаимодействие участников ЭДО:
1. Грузоотправитель создает транспортную накладную на платформе оператора ЭДО или в собственной учетной системе, если она интегрирована с платформой оператора. В документе грузоотправитель указывает данные о перевозчике, грузополучателе, водителе и параметрах груза. Затем ответственное за отгрузку лицо подписывает накладную квалифицированной электронной подписью (КЭП) и через оператора ЭДО отправляет в ГИС ЭПД.
2. Система отправляет ЭТрН перевозчику и грузополучателю.
3. Водитель при приеме груза к перевозке открывает приложение на телефоне или планшете, находит нужный документ и подтверждает приемку, подписав документ простой электронной подписью (ПЭП).
4. Грузополучатель принимает товар, находит транспортную накладную в учетной системе, подтверждает приемку и подписывает ЭТрН. При этом он может сделать замечания, указать их в комментарии при приемке.
5. Водитель подтверждает передачу груза в приложении с помощью ПЭП.
6. Система отправляет подписанную накладную грузоотправителю и перевозчику, которые также ставят свои КЭП и завершают документооборот.
Межрайонный прокурор К.В. Простаков