|
22 июня 2009 года в стенах Военной академии Генерального штаба прошел семинар среди школ муниципального района Тропарево-Никулино по вопросу военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Начало семинара было освящено возглашением Вечной памяти павшим воинам на полях сражений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Поделились впечатлениями о проведенной акции «Свеча памяти».
На семинаре подводились итоги инновационной муниципальной программы «Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях и войсковых частях ВС РФ района Тропарево-Никулино г. Москвы при непосредственном участии Русской Православной Церкви», запущенной в феврале 2009 г.
Рассматривались проблемы и вопросы духовного состояния молодежи, исторической памяти и патриотического чувства молодого поколения. Состоялась презентация практического курса лекций к данной Программе.
Основными докладчиками выступили, инициатор Программы, депутат Муниципального собрания Тропарево-Никулино Лисицын Кирилл Андреевич:
С начала 1990-х гг. в России, ни о чем так много не говорили, как об армии и необходимости ее реформирования. Было высказано множество мнений, реализовывались различные проекты, результатом которых статус военного был дискредитирован и опорочен, чему во многом способствовали неоправданные военные действия, например первой Чеченской кампании. При раздувании СМИ негативных явлений в армии, она стала восприниматься как нечто ужасное… Сегодня наблюдается новый всплеск интереса к военной проблематике: попытки разыграть «армейскую карту» для достижения своих целей некоторых политических деятелей, никому непонятная реформа по сокращению и созданию «нового облика» армии.
Странными кажутся вопросы, которые задавались полтора десятка лет тому назад: для чего нам нужна армия, в чем смысл и цель ее существования, от кого или от чего она призвана защищать, какую армию мы можем себе позволить и другие.
Сегодня в обществе существует конгломерат людей, которым давно известны цели и задачи, внедряемые извне и направленные на развал и уничтожение русского государства посредством блокирования морали и нравственности, разложения образования и воспитания, внедрения некачественных и болезнетворных продуктов питания и медицины, что затрагивает вопросы демографии и проч. Всем грамотным людям, относящимся с любовью к своему Отечеству, переживающих за ее настоящее и будущее, знакомы внедряемые программы, направленные на деструктивные процессы в России.
Результатом реализации данных программ в современной России стали постепенная утрата традиционного российского патриотического сознания и высокого морально-нравственного состояния личности. Ухудшение морально – психологического климата в обществе и его микросоциумах (семья, школа и т.п.) резонансом отзывается в подростковой среде, составляющую будущее нашей страны. Процветают равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Самое опасное, что подобные устремления все активнее проникают в образовательный процесс молодого поколения, как в школах, так и в других учебных заведениях, проходят стадию социализации, захватывая также и Российскую Армию.
Вненациональная, внекультурная школа и армия, не основывающаяся на традициях, сознательно или стихийно, ведет к отрыву от корневой культуры, порождает маргинальность, неспособность и нежелание молодого человека жить в определенной культурной среде и нести ответственность перед Родиной.
Рост маргинальности есть плод внекультурного образования, плод насильственного воспитания гражданина страны (россиянина) вне (и вопреки) его многовековой культуры, в результате чего и рождается немотивированная агрессия, отсутствие патриотизма, правительство без национальных интересов и проч.
С 1990 г. на правительственном уровне ни разу не ставился вопрос об эффективности системы воинского воспитания и необходимости ее реформирования. При таком положении дел, как в обществе, так и армейской структуре, одной из острых нужд современной армии является создание новой системы воинского воспитания, необходимость поиска и внедрения новых подходов в данном деле. По мнению авторитетных специалистов, ключ к их решению кроется в познании военной культуры России и ее исторического наследия.
Сегодня на плечи офицеров армии и флота возложено решение одновременно двух задач – воспитать Гражданина и Воина. Почему именно в армии? Потому что, к сожалению, наше общество сегодня не в состоянии воспитать и предоставить армии Гражданина. Молодой человек оказывается в рядах Вооруженных Сил в большинстве случаев вопреки своей воли или случаю, которого он хотел бы избежать…
При таком положении дел офицерский корпус Российской армии сегодня не в состоянии решать вышеназванные задачи, в силу недостачи (нехватки) ни сил, ни средств. А нынешнее сокращение заместителей командиров по воспитательной работе создает угрожающую обстановку по решению этих задач.
Именно поэтому, школа, учреждения культуры, средства массовой информации, страховые общества, местное самоуправление, правоохранительные органы, религиозные организации и другие социальные институты, призванные на развитие и укрепление гражданских чувств и патриотического сознания, должны объединить свои усилия для решения армейских проблем.
Если современное гражданское общество и ее институты не способны обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу России, то одна армия не в состоянии будет справиться с подобной задачей.
Самое интересное, что в обществе существует сила, которая по мере своих возможностей пытается помочь Армии и Флоту в воспитании воинов – это Русская Православная Церковь.
Более тысячи лет Православие освящает и духовно питает бытие России как самобытной и уникальной цивилизации. Неудивительно, что обеспечение одного из важнейших условий жизнедеятельности общества – его военной безопасности – с древнейших времен уделялось огромное внимание во взаимоотношениях Российского государства и Русской Православной Церкви. На протяжении веков Церковь укрепляла духовные основы военной мощи страны, поднимала моральный дух ее защитников.
И хотя Церковь сегодня отделена от государственной власти, это не означает, что она отделена от народа, который и составляет основу, как самого государства, так и Церкви. И именно этот народ является потенциальной частью для создания и формирования Российской Армии.
90-е годы конца XX столетия и первые годы начала XXI века оказались гибельными для России в ее национальной составляющей. Безыдейное государство и нация оказались на грани гибели. И не случайно в разработке «Русской доктрины» активное участие приняла именно Русская Православная Церковь. В указанное Смутное время, как это и должно было быть, Церковь пошла в авангарде национальной консолидации. Благодаря усилиям Русской Православной Церкви на территорию России был приостановлен поток деструктивных сект в середине 90-х годов, начата социальная работа с неимущими, обездоленными, в армии, в школе, в местах отбывания наказания. Церковь активно налаживает взаимодействие с политиками, местными властями, чиновниками, интеллигенцией, плоды которого еще не сказались в полной мере, но уже проявляются в виде совместных форумов и мероприятий. Причиной трудностей в продуктивном взаимодействии видится недопонимание представителей власти государствообразующих начал Церкви.
С середины и конца 1990-х гг. историю Российского, Русского государства пытаются растворить в истории мировых цивилизаций, во всеобщей истории. Те, кто этим занимается, прекрасно осознают, что незнание истории способствует утрате исторической памяти, национальной самоидентичности личности, оторванность от корневой основы культуры и воспитанию потребительского характера к жизни. Результатом таких явлений становится незнание молодежи элементарных национально-исторических знаний: когда была Великая Отечественная война, кто такой Г.К. Жуков или Александр Матросов.
И здесь Церковь выступает как хранительница исторической правды, которая веками, передаваясь из поколения в поколение, сохраняется в ее лоне.
Вышеозначенные проблемы побуждают к выработке новых подходов по разработке методологии и теории воспитания, к определению концептуально ориентированной перспективы, которая позволила бы осознать, какого гражданина следует воспитывать, какие качества необходимо у него формировать.
Осуществляемая в настоящее время в нашей стране федеральная целевая программа «Молодежь России», а также «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» в качестве одной из главнейших задач ставит формирование патриотизма и активной жизненной позиции молодых людей. Одной из важнейших составляющих этих программ является воспитательный процесс, который сегодня, наконец, признан делом государственной важности.
Формы воспитательной работы меняются по мере взросления человека, и все же самую большую задачу эта работа должна дать в процессе обучения молодых людей. И здесь на первый план выходят образовательные учреждения со всей спецификой и направлениями образовательной деятельности.
Воспитать человека – значит заложить в его сознание чувство любви и гордости за свое Отечество, духовно-нравственные ценности, понимание целостности мира, собственной включенности в единый мир и осознание ответственности за него.
Непосредственно со школой сюда необходимо отнести и вузы, которые выступают одними из наиболее важных учреждений образования, могущими и долженствующими внести большой вклад в дело воспитание молодежи. Именно там проходит обучение большинство молодежи, сосредоточена значительная часть интеллектуальной элиты нашего общества, которая способна выработать идеологию и систему ценностей, без чего воспитательный процесс теряет всякий смысл. И значительную помощь в этом вопросе может оказать опять же Русская Православная Церковь, с которой необходимо лишь выработать пути сотрудничества.
Формирование чувства патриотизма и духовно-нравственных ценностей у школьников и студентов становится особенно актуально в настоящее время, когда в обществе наблюдается духовный вакуум, заполняемый печатными изданиями, страницами в Интернете, специально распространяемой литературой различных экстремистских и радикальных организаций, имеющих свою четкую идеологию и псевдодуховные ценности.
После крушения советской коммунистической идеологии российское общество в сложный период либерально-демократических реформ осталось без ценностных ориентаций. Государство в первую очередь отказалось от своей традиционной для России идеолого-направляющей роли, закрепив данный принцип в ст. 13 Конституции 1993 г.
Роль основных разработчиков идеологии легла на государственные институты гражданского общества (партии, движения, объединения и т.д.), которые не имели достаточного опыта в данной сфере и опирались в основном на западные ценности, которые во многом не приемлемы для российского общества и государства.
Именно это побудило к созданию обсуждаемой сегодня программы, включающей в себя тесное взаимодействие с Русской Православной Церковью и охватывающей молодое поколение, взывая к забытым чувствам любви и ответственности, возрождая утраченные традиции.
Программа опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, доступна для участия в ней всех органов государственной власти, общественных и религиозных организаций (объединений), разрешенных законодательством РФ, научных и творческих союзов и организаций на основе их собственных инициатив.
Основной целью Программы является духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных учреждений и военнослужащих ВС РФ через обращение к исторической правде и развитие нравственной мотивации служения Отечеству, великое служение народу, Отечеству, Богу – Служения с большой буквы, несущего в себе основы воинского подвига, возрождения утраченных традиций Русской Армии и русского общества, а также совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения этой цели Программа решает следующие задачи:
- продолжить создание системы военно-патриотического воспитания;
- продолжить совершенствование организационно-методической базы военно-патриотического воспитания;
- шире привлекать к участию в военно-патриотическом воспитании войсковые части ВС РФ, научные учреждения, общественные и религиозные организации (объединения), разрешенные законодательством РФ, трудовые коллективы, отдельных граждан;
- повышать качество военно-патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;
- проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.
В районе Тропарево-Никулино г. Москвы реализация данной Программы началась с февраля месяца, кульминацией которой явились майские дни памяти событий 1941-1945 гг. Подробнее с ней вас ознакомит диакон Андрей. От себя же хочу сказать, что данное начинание никоим разом не нарушает законодательную сферу, гармонично вписывается в воспитательный процесс всех учебных и войсковых заведений и, как показала практика, имеет немалый интерес как в молодежной среде, таки в обществе в целом.
Второе выступление – был анализ реализации программы за февраль-май 2009 г., которое представил диакон Андрей Климов:
Вопрос восстановления духовно-нравственного состояния Русской Армии возник и стал решаться сразу после официального отказа нашей страны от идеологии воинствующего атеизма. Новая Конституция РФ 1993 г. и Федеральный Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»[1] позволяют военнослужащим ВС РФ посещать храм и участвовать в богослужениях при условии добровольности. Более того 4 апреля 1997 г. между Министерством обороны РФ и Московским Патриархатом Русской Православной Церкви было подписано Соглашение о сотрудничестве, создан Синодальный Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, координирующий работу между Церковью и вышеозначенными ведомствами.
Закон РФ «Об образовании»[2] позволяет органам управления образования на федеральном и региональном уровнях, общеобразовательным учреждениям на местах своевременно и адекватно удовлетворять социальный заказ населения на образовательные услуги. В том числе – на изучение православной культуры, являющейся культурообразующей и государствообразующей основой в истории России, а также воспитание молодежи в рамках духовно-нравственного патриотизма.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» позволяют разрабатывать и создавать проекты и программы, направленные на патриотическое воспитание граждан РФ.
Вся эта законодательная база, программы и сотрудничество РПЦ с Министерством обороны РФ явились основой по созданию инновационной муниципальной Программы «Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях и войсковых частях ВС РФ района Тропарево-Никулино г. Москвы при непосредственном участии Русской Православной Церкви».
Данная программа по своей сути не нова, ее жизнь начинается с 2006 г. на базе храма прп. Серафима Саровского, что на Филевской пойме. Именно там она проходила свою апробацию, развитие и совершенствование.
Однако, по инициативе депутата муниципального собрания Тропарево-Никулино К.А. Лисицына она обрела совершенно новый импульс, получив поддержку Муниципалитета данного района г. Москвы.
В конце декабря 2008 г. на встрече с заместителем начальника ВАГШ по воспитательной работе полковником Юрием Николаевичем Дзюбичем при поддержке и содействии настоятеля храма Архангела Михаила при ВАГШ протоиереем Андреем Галухиным, был подписан план работы с личным составом БОУП Военной Академии Генерального Штаба ВС РФ в рамках Программы.
В промежутках между данными встречами в храме Архангела Михаила при ВАГШ по инициативе настоятеля священника Андрея Галухина проводились регулярные богослужения, на которых присутствовали военнослужащие срочной службы.
Уже в начале февраля 2009 г. между руководителем Муниципалитета В.В. Нахоренко, благочинным Михайловского округа, настоятелем Патриаршего подворья храма Михаила Архангела протоиереем Георгием Студеновым, заместителем начальника ВАГШ по воспитательной работе полковником Ю.Н. Дзюбичем и директором общеобразовательной школы № 598 М.В. Судницыной был подписан план мероприятий, проводимых в рамках вышеозначенной Программы.
При информационной поддержке службы Интерфакс от 18 февраля 2009 г. мир узнал о старте данной Программы в районе Тропарево-Никулино г. Москвы, где, в частности говорилось, что «В реализации программы предполагается применение современных технологий образовательной и воспитательной системы с привлечением не только учащихся школы и ветеранов, но и военнослужащих срочной службы, а также студентов педагогического университета». И это не пустые слова.
Именно с этого времени в школах № 598 и № 14 ежемесячно проходили встречи, посвященные памяти святых защитников нашей земли, видеообзор которых представлен перед вами на экране.
Чтобы не повторять информацию, размещенную на сайтах Муниципалитета и Союза десантников России, газеты внутригородского муниципального образования Тропарево-Никулино о проведенных мероприятиях, перейду к анализу и выводам.
Прежде всего, хочется отметить, что воплощение в жизнь данной Программы явилось толчком для создания здоровой духовно-нравственной среды для молодого поколения, заложенной в цели и задачах Программы;
- необходимо отметить немалый интерес и живое, порой активное участие в организовываемых мероприятиях у учащихся общеобразовательных школ, укрепление у них закладываемых начал духовно-нравственного развития личности, элементы преображения личности, изменения в лучшую сторону;
- директора школ убедились в необходимости данной Программы, так как она гармонично вписывается в работу школы (как интеллектуально, так и воспитательно) и ее можно использовать как один из эффективных компонентов учебно-воспитательной работы.
- учащиеся школ и военнослужащие охотно принимали участие в реализуемых мероприятиях, особенно носивших спортивный характер, неоднократно высказывались мнения о более частых и регулярных встречах такого формата;
- совместные спортивные мероприятия учащихся школ и военнослужащих, и создание обстановки непринужденного общения (совместные чаепития) явились мощным толчком по снятию психологического барьера у школьников негативного отношения к Армии так яростно пропагандируемого СМИ;
- акцент на духовно-патриотическую основу в подаче исторических событий приводил к правильному пониманию истории, раскрывал внутренние мотивы действий исторических личностей (полководцев и святых воинов), формировал уважительное отношение к прошлому своей страны и ориентировали на такое же отношение в дальнейшем;
- залогом устойчивой памяти, осознанности происходящего и гордости за свою историю своей страны служат особые памятные подарки (книга или DVD-фильм по теме встречи) и грамоты каждому участнику встреч;
- специфика военной службы не позволяет организовывать совместные лекции с учащимися, поэтому каждое мероприятие военнослужащих войсковой части с учащимися, предварялось отдельной встречей-лекцией по намечаемой теме мероприятия с военнослужащими. Это ориентировало солдат на определенную тематику встречи, придавало осмысленность мероприятий, а, соответственно и эффективность проводимой работы;
- результатом регулярных тематических встреч, совместно проводимых мероприятий со школой явились: уважительное отношение к своей службе, осознанность ее необходимости, привилось почтительное отношение к Русской Православной Церкви. Офицеры и солдаты увидели и поняли, что Русская Церковь является активным участником возрождения уважительного отношения к Отечеству и военной службе, эффективным помощником в воспитательной работе, проявляющейся в положительном характере осуществляемых встреч с военнослужащими, решительность, гибкость и контактность в работе. Военнослужащие срочной службы проявляли интерес к данным встречам, бывало при встрече один на один, возникали доверительные разговоры, необходимые для психического равновесия в новых условиях и жизни в военной среде. Стала возможной духовно-нравственная работа с военнослужащими: участие в Таинствах исповеди и причастия, что говорит о внутренней подвижке молодого человека к исправлению и изменению себя к лучшему (решение проблем взаимоотношений со сверстниками в казарменной ситуации, отношения к старшим по званию и проч.). Регулярность встреч позволяла ее участникам к более открытому общению на разнообразные темы, наблюдалась заинтересованность в тематическом построении встреч, видимо, по причине недостаточного образования и недостатка знания по вопросам нравственного характера: цели и образ жизни человека, ее значимость, смысл служения Отечеству, устройство семейных отношений (родители, девушки, близкие) и проч.;
- что касается муниципальной власти, то должно отметить понимание важности данной работы, проявление заинтересованности и поддержки, буквально исполнение каждого пункта программы. Инициировав информационную поддержку данной Программы, на уровне Муниципалитета было создано пространство в Интернет-сети, а также муниципальной газете, что позволило создать общественный резонанс по данной работе с положительной оценкой и формирование общественного мнения. И особая благодарность инициатору Программы – депутату муниципального собрания Тропарево-Никулино Кириллу Андреевичу Лисицыну, всегда находившему время в процессе ее реализации.
Как показала практика, данная Программа является крайне актуальной в современной политико – идеологической обстановке России. Не сформулировав национальную идею, государственная власть может через Русскую Церковь, как хранительницу исторической правды и высоконравственного отношения к своему Отечеству, эффективно и действенно решать вопрос по патриотическому воспитанию молодежи и граждан страны.
Программа показала массу положительных явлений и востребованность в современном обществе, так как она разрушает атомизированное мышление, навязываемое русскому человеку извне, постепенно возвращает историческую память, создавая устойчивость государственно-национальной структуры, является мощным оружием в борьбе с негативной информацией СМИ, оказывает консолидирующее и цементирующее начало в формировании у молодого поколение и общества в будущем на чувствах патриотизма и любви к Родине. Конечным результатом является осознание своей национальной самоидентичности через возрождение традиций, формирование правильного, устойчивого и положительного мировоззрения и построения жизни в целом.
Также практика показала, что Программа является универсальной и может реализовываться в любой местности на любом уровне, учитывая специфику местности, ее населения и историю. Даже если ее реализацию проводить полнокровно и качественно в каком – либо отдельно взятом районе города или поселении, то уже через 2 – 3 года Программа имеет тенденцию выхода и охвата на региональный уровень.
Программа тесно связывает все структуры, задействованные в ней: представителей государственной власти, ветеранские организации, Вооруженные Силы, школы, Русскую Церковь и население.
В целом хотелось бы отметить положительную оценку взаимодействия и работы всех привлекаемых к Программе образовательных и военных структур, заинтересованность и понимание необходимости данной работы.
По окончании семинара были озвучены следующие предложения:
- продолжить проведение регулярных богослужений в храме Архангела Михаила при ВАГШ с целью предоставления возможности верующему контингенту военнослужащих удовлетворять свои духовные потребности;
- для большей эффективности работы и более плодотворных результатов расширить диапазон работы, предлагая Программу всем здесь представленным учебным заведениям, и не только;
- постараться продолжить дальнейшую работу в данном направлении без каких-либо срывов и сбоев (регулярность предварительных встреч и совместная подготовка);
- всячески побуждать учащихся школ и вузов, военнослужащих срочной службы к творческому подходу в реализации Программы, создавая для них надлежащие условия (личные беседы старших, мониторинг и проч.).
Завершилась встреча посещением храма Михаила Архангела и кабинета истории Академии.
[1] Федеральный Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09. 1997, № 125-Ф3, стт. 2, 3, 5;
[2] Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992, №3266-1, ст. 14.5.