Новости

04.02.2015
Депутат Совета депутатов муниципального округа Тропарево-Никулино о строительстве пристройки к Московской гимназии на Юго-Западе № 1543
Депутат Совета депутатов муниципального округа Тропарево-Никулино о строительстве пристройки к Московской гимназии на Юго-Западе № 1543

О юридических основаниях для принятия решений о выборе территорий, отводимых под застройку, в соответствии с Генеральным планом города Москвы.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории". В соответствии с ч. 2 этой же статьи "Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности".

Почти в каждом федеральном законодательном акте, регулирующем правовое положение и порядок использования отдельных природных ресурсов, присутствует требование наиболее рационального их использования, чему, как правило, посвящены специальные разделы законов и множество подзаконных актов в этой области.

В ст. 130 ГК к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Вместе с тем законодатель в ст. 129 ГК предусмотрел, что земля и другие природные ресурсы, в отличие от других объектов гражданского оборота, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Действующая Конституция фиксирует право государственной собственности на землю. Это особенно важно при применении законодательства о федеральных землях и землях, являющихся собственностью субъектов Федерации.

Следует также отметить, что ряд субъектов Федерации не восприняли положения об установлении частной собственности на землю и другие природные объекты на своей территории. Так, в городе Москве земля не является предметом частной собственности, а может только предоставляться в пользование и аренду.

5 мая 2010 г. был принят Закон города Москвы № 17 «О Генеральном плане города Москвы», который разрабатывался и утверждался с учетом проводившихся в 2009 году публичных слушаний по проекту актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года, осуществлявшихся на фоне социально-экономического прогноза развития города. Проходили такие публичные слушания и в нашем районе. Материалы и экспозиция актуализированного Генерального плана были представлены в помещении ЦСО района Тропарево-Никулино. На экспозиции представлялись материалы по всем территориям района с обозначением тех земельных участков, которые по проекту были отнесены к территориям развития и реорганизации. Есть такие территории и в нашем районе, их несколько. К одной из таких относится и свободный от застроек земельный участок в Тропарево, на котором предусмотрено строительство пристройки к гимназии № 1543. Расположен этот пустырь неподалеку от магазина «Польская Мода», напротив магазина – жилой дом. По остальным сторонам этого прямоугольного участка земли располагаются здания двух учебных учреждений. Эта территория не впервые становится объектом внимания жителей района в связи с разнообразными проектами по её использованию, поскольку судьба этого достаточно крупного земельного участка им не безразлична. Именно поэтому 26 января по заявке группы жителей, которые не согласны со строительством пристройки, был организован и проведен митинг против планируемого строительства. Понятно, что возможность выступить на митинге предоставлялась тем, кто поддерживал мнение его организаторов, и таких жителей, которые пожелали высказаться, было немало. Но присутствовали на митинге и те жители, которые не были согласны с теми, кто протестуют против строительства пристройки именно на этом пустыре. Как это чаще всего и бывает – мнения разделились, и дать однозначную оценку: кого на митинге было больше – тех, кто против строительства, или тех, кто его поддерживает – весьма непросто. Основная аргументация протестующих сводилась к тому, что планируемое строительство нарушает права жителей Тропарево на комфортную среду обитания, лишает граждан района единственного свободного участка земли для прогулок с детьми и любимыми питомцами и проводится без учета интересов тех, кто имеет право на определение судьбы этой городской территории. Организаторы и выступающие на митинге подчеркивали, что они не против того, чтобы школа развивалась и увеличивала свои возможности, но эти возможности, по их мнению, не должны реализовываться за счет ограничения возможностей и интересов жителей района. Высказывалось мнение, что гораздо более правильным было бы размещение на этом месте «народного парка» по проекту, который предлагался инициаторами. Но этот проект не нашел поддержки со стороны Правительства Москвы, что и вызвало ответную протестную реакцию со стороны противников строительства.

В пункте 3.1.14 Генерального плана установлено, что "реализация первоочередных мероприятий по совершенствованию функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структуры территории города Москвы осуществляется в пределах, выделенных в соответствии с Градостроительным кодексом города Москвы". Далее, пунктом 3.1.14.2. установлено, что "на территориях реорганизации, для которых требуется разработка документации по планировке, иной предусмотренной законодательством документации, реализация первоочередных мероприятий осуществляется посредством разработки проектов планировки, иных видов документации и включает обоснование границ земельных участков, характеристик, параметров планируемого развития и ограничений использования территорий вышеназванных объектов".

В августе 2014 года Главой муниципального округа Тропарево-Никулино С.П. Куликовым на имя Мэра Москвы С.С. Собянина по вопросу строительства объекта социального назначения: "Пристройка к гимназии № 1543 по адресу: 26 Бакинских Комиссаров ул., д. 3, к. 5" было направлено обращение. В связи с этим обращением в Аппарат Совета депутатов муниципального округа Тропарево-Никулино поступил ответ из Департамента строительства города Москвы, который содержит следующую информацию.

Строительство пристройки предусмотрено Адресной инвестиционной программой города Москвы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 10.09.2013 № 591-ПП (в редакции постановления от 11.04.2014 № 178-ПП), с учетом городской программы по развитию объектов образования и потребности жителей района в объектах образования.

По информации, полученной от Западного окружного управления образования города Москвы, имеется дефицит школьных мест, как в данном образовательном учреждении, так и в целом по микрорайону. В настоящее время городская территория, отводимая под застройку, не благоустроена.

На данный участок Москомархитектурой разработаны материалы по обоснованию Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), выпущен ГПЗУ № RU77-207000-010636, утвержденный приказом Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 18.12.2013 № 3174. В соответствии с материалами по обоснованию ГПЗУ для осуществления строительства пристройки предусмотрено выполнение комплекса мероприятий по благоустройству и озеленению территории. На территории будет предусмотрено озеленение площадью не менее 50 % территории свободной от застройки. На остальной территории будут размещены школьный стадион, спортивные и игровые площадки. Доступ к данным сооружениям для жителей микрорайона может быть обеспечен при обращении депутатов муниципального образования в Департамент образования города Москвы.

Решение о снятии объекта с рассмотрения на публичных слушаниях было принято в соответствии с законом города Москвы от 05.05.2010 № 17 «О Генеральном плане города Москвы», так как участок расположен в зоне жилых микрорайонов и жилых групп многоквартирной жилой застройки № 9 в зоне реорганизации. Вопрос о целесообразности проведения публичных слушаний был рассмотрен Префектурой ЗАО 06.02.2014 на Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в ЗАО.

Конкурсная процедура по определению управляющей компании по указанному объекту проведена КП «УГС». Победителем торгов признано ОАО «МНИИТЭП», имеющее большой опыт в проектировании социальных объектов.

В связи с отсутствием в последние годы строительства за счет бюджетных средств учреждений образования на территории района Тропарево-Никулино и имеющейся потребностью в местах в учреждениях образования в данном микрорайоне существует необходимость проведения соответствующей разъяснительной работы среди жителей района депутатами муниципального округа совместно с главой Управы района Тропарево-Никулино, а также обращения в Департамент образования города Москвы для выработки согласованной позиции по использованию спортивных и игровых площадок в интересах жителей микрорайона.

Из предоставленной Департаментом строительства города Москвы информации следует, что разработка материалов по обоснованию ГПЗУ № RU77-207000-010636 проводилась уже в 2013 году, проектом строительства предусмотрено благоустройство и озеленение свободной от здания пристройки территории, размещение на ней доступных для жителей микрорайона спортивных и игровых площадок. Безусловно, это количество доступной для жителей территории по площади не сравнима с той территорией, которая была предусмотрена под благоустройство проектом «народный парк». Но средства на реализацию проекта будут выделяться из городского бюджета в соответствии с Адресной инвестиционной программой, утверждаемой Правительством Москвы. А это значит, что преимущества одного проекта развития городской территории перед другим принималось с учетом тех параметров, которые содержались в каждом из них. По всей видимости, инициаторам проекта «народный парк» не удалось достаточно убедительно доказать, что их проект имеет больше сторонников, чем проект пристройки к гимназии. Даже несмотря на то, что депутаты района этот проект поддержали. Но в силу того фактора, что этот земельный участок расположен в зоне реорганизации, решение вопроса о том, какому проекту отдать предпочтение, принимается на основе Генерального плана города Москвы и в сферу полномочий Совета депутатов не входит. Вполне возможно, что решающими для принятия решения по выбору проекта факторами оказались экономические параметры. Ведь пристройка к гимназии – это новые рабочие места, поступление в бюджет налогов, а строительство парка – это последующие расходы на его содержание и эксплуатацию. Поскольку строительство уже начато, то очень маловероятно, что сбор подписей на митинге против этого строительства сможет что-либо изменить.

Но выводы сделать необходимо, ведь это не единственная территория в районе, которая относится к зоне реорганизации. Не так давно был демонтирован забор вокруг стоянки для автомобилей, которая располагалась между четвертым корпусом дома № 26 по улице Академика Анохина и зданием, принадлежащим Пенсионному Фонду. Забор был установлен без оформления соответствующего разрешения, потому и был ликвидирован. Вполне возможно, что появится инициативная группа жителей, которая захочет организовать на этом месте строительство многоэтажного паркинга для личного транспорта. Также разработают проект, также будут прилагать усилия к тому, чтобы его реализовать. Но только захотеть – этого мало. Надо ещё и законодательную базу изучать, чтобы впоследствии усилия не оказались напрасными. Мы живем в такое время и в таких условиях, когда законодательство непрерывно меняется. Это касается буквально всех сфер нашей жизнедеятельности. Многие из нас являются собственниками квартир, собственниками транспортных средств, собственниками гаражей, обладателями долевых прав на прилегающие к домам территории. И если наши граждане не будут знать законы, которые регулируют их права и обязанности как собственников, то отсутствие таких знаний может привести к утрате прав на имущество. Без знаний закона браться за решение сложных задач, связанных с материальными затратами, рискованно и нецелесообразно.

Депутат Совета депутатов Муниципального округа
С.Ю.Измайлов



Возврат к списку


Портал Наш город