Новости

18.12.2013
Исследования по оценке загрязнённости воздуха около автодорог

При оценке экологического состояния и/или экологическом мониторинге территории, природного объекта, промышленного узла всегда хочется получить информацию (реальные данные) понадёжнее, пообъективнее и...(конечно!) подешевле.

Как правило, растительность является естественным биологическим индикатором степени экологического благополучия природного комплекса, последовательные сопоставительные наблюдения индикаторных признаков тех или иных растений позволяет не только оценить текущее экологическое состояние, к примеру, лесного массива, сквера, лесополосы вдоль дороги, рощи и т.д., но и дать прогноз его возможного изменения.

Причиной экологических катастроф в различных районах чаще всего является загрязнение воздушной среды промышленными предприятиями и автотранспортом. Загрязнение воздуха, конечно, не единственная причина, но экологическая болезнь обычно не может возникнуть, если нет загрязнения атмосферы.

В развитых странах и в городах России автотранспорт конкурирует с промышленностью за «право основного загрязнителя». Он поставляет в природную среду большое количество пыли (особенно полимерной и резиновой), сажи, различных вредных газов, масел, тяжёлых металлов и более сотни других веществ, многие из которых отнесены к токсичным. Негативное влияние автотранспорта остро проявляется в крупных городах и вдоль автомагистралей. Во многих областных центрах и вдоль оживлённых автомагистралей вклад автотранспорта в общее загрязнение среды превышает 65%.

Своевременно выявить суммарное действие относительно небольших начальных изменений физико-химических параметров среды обитания можно только по реакции на них живых существ, т.е. методами биомониторинга.

А надежное определение начала необратимых изменений очень важно с правовой точки зрения, т.к. дает законное основание для принятия реальных мер по уменьшению или исключению негативных (загрязняющих) факторов и разработке и совершенствованию нормативно-правовой базы по охране окружающей среды.

Студенты ГУУ попытались оценить относительную загрязненность территорий около автодорог в Москве и Московской области и выяснить хотя бы некоторые факторы, определяющие степень этой загрязнённости. В качестве оценочного теста использовали суммарную интенсивность стимулированной люминесценции (фосфорисценции) иголок (хвои) сосны. Идея такой индексации суммарного загрязнения среды принадлежит учёному из Института биофизики РАН (г. Пущино-на-Оке) В.Н. Карнаухову. Сбор образцов (около 100) проводили силами студентов 2-3 курса ГУУ. Оценку интенсивности проводили на люминометре «Биотоке» в НТЦ «Аргумент». Так как интересовали относительные показатели, упростили и несколько «усовершенствовали» методику. За естественную природную среду приняли центр Национального парка «Лосинный остров» - 0% загрязнения. За абсолютно антропогенную среду взяли чудом уцелевшие несколько сосенок в окружении свалки и рядом с автодорогой в районе посёлка «Тучково»-100% загрязнения. Кстати, в этом году их не стало - засохли, не выдержали варварского отношения к природной среде в своём окружении....

Результаты очень упрощённого оценочного мониторинга показали, что (к счастью) положение пока что в среднем не абсолютно катастрофично. Загрязнённость среды вдоль магистралей в среднем находится в пределах (10- 25)%. Наиболее массовое значение 15%.

Нам бы хотелось остановиться на 2х полученных «особых» результатах, которые сначала озадачили, но при внимательном анализе оказались вполне логичными.

Исходно считали, что одним из самых неблагополучных мест будет территория около светофора на пересечении Минского шоссе и трассы на Крекшино. Но оказалось, что там загрязненность (18+23)%! В чем дело?!

Рядом с перекрестком на Минском шоссе во всех 4х углах «живой», почти «нехоженый» лес с интенсивным подростом. Движение интенсивное, но огромные фуры на скорости 60 км/ч играют роль «поршней», расталкивающих воздух с перекрестка вверх (из-за спойлеров и аэродинамики грузовых автомобилей!). При средней интенсивности движения ~ 20 фур в час оценки показывают, что краткость воздухообмена на перекрестке (причем свежий воздух поступает из близлежащих перелесков!) более 3-5раз в час.

А в глухом скверике (особенно в жаркую погоду), так как дома окружают его плотной стеной, кратность воздухообмена может составлять всего 3-5 раз в сутки! При этом автомашины на крутом повороте тормозят, а потом энергично «газуют» (прямо в скверик!).

Конечно, этот экологический мониторинг скорее учебно-демонстративный, чем базовый для разработки нормативно-правовых документов. Но некоторые принципы подхода к оценке состояния окружающей среды сделать можно.

1. Упрощённое мнение о самых «грязных» и «чистых» территориях не всегда верно. Нужен вдумчивый анализ.

2. Правильная профессиональная планировка территорий и простые инженерные решения (например, газоотбойные стенки-бордюры) могут во многих случаях позволить уменьшить (не убрать, к сожалению!) проявление атмосферных воздействий.

Кстати, оценочный мониторинг загрязнения воздуха в центре г. Владимира показал, что там воздух очень близок к воздуху в Парке «Лосиный остров».

Член рабочей группы по вопросам экологии и
проблемам окружающей среды при Совете депутатов
муниципального округа Тропарево-Никулино, к.ф.-м.н.
Рыков Станислав Витальевич


Возврат к списку


Портал Наш город