|
В силу ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституции Российской Федерации, основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
С 1 января 2020 года в Российской Федерации введена электронная трудовая книжка. Переход к новому формату трудовой книжки добровольный и позволяет сохранить бумажную книжку столько, сколько это необходимо.
Переход на электронные трудовые книжки предусмотрен следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральным законом от 16 декабря 2019 г. N 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде», которым внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации и установлена возможность ведения информации о трудовой деятельности в электронном виде;
- Федеральным законом от 16 декабря 2019 г. N 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», которым введена обязанность работодателей с 1 января 2020 года представлять в ПФР сведения о трудовой деятельности;
- Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 136-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», которым Правительству Российской Федерации дано право устанавливать особый порядок и сроки представления в ПФР сведений о трудовой деятельности;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2020 г. N 590 «Об особенностях порядка и сроках представления страхователями в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц», которым установлены новые сроки представления в ПФР сведений о трудовой деятельности с 26 апреля 2020 года.
Гражданам до 31 декабря 2020 года включительно было необходимо подать письменное заявление работодателю в произвольной форме о ведении трудовой книжки в электронном виде или о сохранении бумажной трудовой книжки.
При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель наряду с электронной книжкой обязан вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию. Для работников, которые не подадут заявление в течение 2020 года, несмотря на то, что они трудоустроены, работодатель также должен продолжить вести трудовую книжку на бумаге.
Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем бумажной трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.
Работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем бумажной трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности.
Информация о приеме на работу или увольнении должна передаваться в территориальные органы ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа или распоряжения.
Работодатель несет ответственность:
- за задержку по своей вине выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности при увольнении работника;
- за внесение в сведения о трудовой деятельности неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника;
- за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений о трудовой деятельности в территориальный орган Пенсионного фонда.
Установлено, что два сотрудника ТСЖ «Удальцова 73» заявления о способе ведения трудовых книжек подали работодателю лишь 31.01.2021 – в день увольнения. Изучением названных заявлений установлено, что оба сотрудника изъявили желание продолжить ведение трудовых книжек в бумажном носителе.
Приказом №6 и №5 от 31.01.2021 работники уволены из организации по собственному желанию. Несмотря на волеизъявление названных сотрудников продолжить ведение трудовых книжек на бумажном носителе, работодатель – ТСЖ «Удальцова 73» выдал работникам трудовые книжки, в которые информация об их трудовой деятельности не внесена.
Таким образом ТСЖ «Удальцова 73» нарушены требования ст.ст. 2, 22, 66 Трудового кодекса Российской Федерации.
По результатам проведенной проверки межрайонной прокуратурой председателю ТСЖ «Удальцова 73» снесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.