28.06.2022
Каков порядок рассмотрения обращений о фактах коррупции органами прокуратуры?

Разъясняет Никулинский межрайонный прокурор города Москвы Константин Простаков.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» под коррупцией понимаются злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Также коррупцией является совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Основным отличием коррупции от иных нарушений закона, связанных с использованием служебного положения, является наличие корыстного мотива.

Обращения о фактах коррупции, в основном, рассматриваются правоохранительными органами.

По фактам коррупционных преступлений необходимо обращаться в следственные и оперативные подразделения органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы исполнения наказаний России, а также в органы Следственного комитета России.

В том случае, если имеют место факты нарушения федерального законодательства о противодействии коррупции, не содержащие признаков преступления, следует обращаться в органы прокуратуры Российской Федерации.

Результатом таких проверок может стать устранение нарушений, привлечение виновных лиц к различным видам ответственности (от дисциплинарной до уголовной).

Органы прокуратуры не уполномочены проводить проверки сообщений о преступлениях, а также проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления и документирования фактов коррупции.

При поступлении в прокуратуру такие обращения в 7-дневный срок направляются по подведомственности в правоохранительные органы.

Принятые по обращениям решения могут быть обжалованы вышестоящему руководителю должностного лица, подписавшего ответ, а также в вышестоящий орган власти, в прокуратуру или в суд.